1. Предпосылки. Достижение национальной независимости в Таджикистане коренным образом изменило идеологическую, политическую и структурную платформу отношения государства к религии. Распад централизованного государства с плановой экономикой привел к формированию новой идеологии с национальным колоритом. С учетом новых реалий каждая страна должна была в отдельности определить дальнейший путь своего развития, что способствовала активизации основных политических сил. В Таджикистане три основные силы, то есть существующая государственная власть, национальная интеллигенция и политизированная духовенства включились в арену политической борьбы.
Очевидно, что любой переходный период требует создания соответствующей инфраструктуры, в том числе в области регулирования и систематизации государственной политики в сфере религии и религиозного образования. К сожалению религиозная сфера в самом начале нашей независимости показала свою высокую уязвимость. Активизация политических убеждений или политизация религиозных ценностей привели к усложнению обстановки в области безопасности, а разжигание гражданской войны под влиянием внешних факторов не дало возможность должным образом адаптироваться к новым условиям. С обретением самостоятельности республики внешнее влияние также стало ощутимым и в сфере религиозного образования. Это не всегда соотносилась с религиозными и культурными традициями таджиков. К сожалению, в условиях формирования идеологической платформы оппозиции были широко заимствованы чуждые нам религиозные ценности и лозунги, а в простолюдье они воспринимались как чистую монету истинной веры. Дело в том, что эмиссары различных течений и проектов вербовали сторонников и направляли молодежь, жаждующих религиозных образований в сомнительные учреждения и заведения зарубежных стран. К сожалению, содержание учебной программы этих медресе и религиозных кругов не всегда соответствовало местным традициям религиозного образования, а иногда коренным образом противоречило его ценностям и учению. Несмотря на сложную обстановку политическое руководство страны в период 1992-1997 годов после подписания «Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане» сумело устранить последствия гражданской войны и перестроить социально-политическую и религиозную жизнь в обществе на основе принципов светского государства. Однако для излечения допущенного религиозного легкомыслия в первые годы независимости понадобится еще немало сил и энергии.
2. Меры.Государство и правительство Таджикистана приняли ряд нормативно-правовых актов в целях регулирования деятельности религиозных организаций и религиозной жизни в обществе, созданы соответствующие государственные структуры. Для координации процессов религиозной жизни, исследования проблем религиоведения и исламоведения были созданы компетентные органы, такие как Комитет по делам религии, упорядочения национальных обычаев и традиций при Правительстве Республики Таджикистан, Центр исламоведения при Президенте Республики Таджикистан, Исламский Центр Таджикистана, Исламский институт имени имама Абу Ханифы и гимназии по религиозному образованию. В целях обеспечения конституционных прав граждан были приняты меры по восстановлению и строительству религиозных объединений, мечетей, медресе, ремонту святых мест, что способствовало укреплению гражданского общества в стране.
3. Нынешняя ситуация: достижения, вызовы, угрозы.
3.1. Достижения. Издание необходимой научно-религиозной и просветительской литературы становилось важным вопросом. В первую очередь, были опубликованы первоисточники по основным религиозным вопросам в виде небольших брошюр. Они были необходимы для создания правильной интерпретации основных религиозных потребностей. Кроме того, правительство приняло на себя инициативу опубликовать классические исламские источники. Такие важные научно-религиозные источники, как "История Табари", "Кимия саадат", "Ихья улум ад-дин", "Месневи Маънави", "Равзат ус-Сафа" и ряд диванов классических поэтов были представлены читателям. Эти меры сыграли важную роль в предотвращении политического и исламского экстремизма. Публикация и распространение перевода Священного Корана, хадисов пророка и научного наследия Имам Азама Абу Ханифы среди населения способствовали постепенной стабилизации религиозной жизни в гражданском обществе.
Эти мероприятия подготовили необходимые условия для празднования национальных обрядов и традиций, таких как Навруз, Ид аль-Фитр, Ид аль-Aдха, Мехргон, Сада и других государственных праздников. Празднование 1310-й годовщины Имама Аъзама Абу Ханифы – основателя толерантного исламского мазхаба в 2009 году показало, что таджики являются созидательной нацией и хранителем религиозных ценностей, им чужды элементы радикализма и религиозного экстремизма. Возвращение национального праздника Навруз в реальной жизни людей привело к достижению баланса национальных и религиозных ценностей в гражданском обществе Таджикистана.
3.2. Вызовы.Намеченные цели политики «перестройки» не завершилась распадом Советского Союза. В настоящее время, великие державы воплощают идеологические аспекты этой политики на Ближнем Востоке в новом обличии. Борьба с экстремизмом и терроризмом превращается в мощное идеологическое орудие для создания образа нового врага. Основная цель – дестабилизация военно-политической обстановки в регионе уже достигнута. В условиях финансового и экономического кризиса недовольные элементы общества во всех уголках мира автоматически попадают под влиянием райских обещаний таких организаций как ИГИЛ. Агитационная политика этой террористической организации сумела возродить экзотическую идею «муртазиќа" (наемники), широко распространенную в начале ислама. К сожалению, некоторые граждане и часть молодого поколения Таджикистана разными незаконными способами также были привлечены в военных конфликтах арабских стран.
3.3. Внешние угрозы. В настоящее время также сохраняется большое влияние внешних угроз на ситуацию в нашей стране. Обширный обмен информацией, обучение за рубежом, свободный доступ к денежным переводам и различные способы поддержки экстремистских организаций усиливают возможность практической реализации таких угроз. Искаженная оценка социально-политической ситуации и религиозной свободы в нашей стране со стороны зарубежных СМИ также является реальной угрозой для национальной безопасности в нашей республике. Следует отметить, что нестабильная политическая ситуация в Афганистане остается одним из основных факторов нестабильности в регионе и нашей стране. Привлечение наших трудовых мигрантов в ряды экстремистских организаций иностранными эмиссарами также становится очень опасным.
3.4. Внутренние угрозы. В то же время существуют некоторые проблемы внутреннего характера. До сих пор религиозная грамотность населения не соответствует современным требованиям. Студенты, обучающиеся в зарубежных религиозных вузах, проявляют инициативу по распространению новых враждебных религиозных идей для того, чтобы манипулировать идеологическую сферу, унизить роль умеренного духовенства и уменьшить влияние национальных ценностей и традиций. А вовлечение молодого поколения в ряды религиозных террористических организаций путем промывания мозгов создает реальную угрозу для стабильности, спокойствия и религиозного единства в обществе.
4. Выводы. Позиция Лидера нации и Правительства Республики Таджикистан по отношению к исламской религии очень дружелюбны. Ислам не имеет ничего общего с терроризмом. Борьба с терроризмом не означает борьбу с исламом. Терроризм не имеет религии, нации, веры и родины. Таджикская национальная культура сильно переплетена с религиозными ценностями, попытка разделить и противопоставить их друг другу была бы большой ошибкой. Правительство Таджикистана делает все возможное, чтобы сохранить этническую, культурную и религиозную самобытность своих граждан.
Республика Таджикистан в этой сложной ситуации будет опираться на собственный опыт миротворчества и концепции национального единства. Мы считаем, что мировые и региональные державы еще не отказались в осуществлении своей политики делать ставку на всяческую поддержку религиозных войн в качестве ключевого фактора по поддержанию конфликтной ситуации в регионе Ближнего Востока. Продолжение такого процесса влияет на религиозную ситуацию в мусульманских странах и может подорвать сосуществование светских и религиозных норм в любой момент. Исходя из данной ситуации, мы будем использовать все имеющиеся возможности для защиты национальных интересов, прочного мира, стабильности и устойчивого экономического и социального развития в Республике Таджикистан.
Файзулло Баротзода – директор Центра исламоведения
при Президенте Республики Таджикистан